Публикации
Александр Александрович Крель
"Победить хроническую болезнь"
Интервью руководителя Ассоциации Антира Александра Александровича Креля корреспонденту газеты "Лечебные письма" (2006 год)
Трудно отрицать успехи современной медицины. Невероятные хирургические операции, трансплантация органов, уникальные приборы для диагностики и лечения, биополимеры с необычными свойствами и многое другое просто поражают воображение. И только хронические болезни, как вражеские крепости, все еще не поддаются мощным ударам медицинской и фармацевтической «артиллерии». Как же их одолеть?
Отвечает президент Санкт-Петербургской антиревматической ассоциации «Антира», доктор медицинских наук, профессор А. А. Крель.
– Александр Александрович, почему могучий арсенал сегодняшней медицины не в силах реально помочь людям, страдающим хроническими заболеваниями? – С течением времени я прихожу к печальному убеждению, что тот путь, который избрала сегодня медицина, то есть развитие в рамках научно-биологической парадигмы, или биоцентризм, заводит в тупик. Это сказывается на возможностях лечебного дела, особенно при хронических заболеваниях.
Да, медицина пользуется достижениями и успехами различных наук, особенно биологии, но самостоятельной системы научных представлений не имеет. Она развивается на основе учения об общей патологии человека — учения, по сути, чисто биологического. В нем человек сводится к механизму, в лучшем случае — к организму, но никак не к «гомо сапиенс», человеку разумному.
Наверное, поэтому наибольшие успехи мы видим в тех областях медицины, которые зависят от технологических возможностей — операции, трансплантации и т. п. Хронические заболевания к этой категории не относятся.
– Но, может быть, это просто дело будущего, научилась же медицина справляться со многими инфекционными болезнями?
– Когда я учился, то твердо знал, что советской медициной полностью побеждены такая социальная болезнь, как туберкулез, и злостный пережиток буржуазного общества — сифилис. Каково положение дел сегодня, все хорошо знают. Конечно, некоторые инфекции побеждены, но на смену им идет сонм новейших инфекций — не только хорошо известных, но и таких, о которых мы еще не имеем представления. Как можно с ними справиться, если считать, что инфекционное заболевание — это процесс взаимодействия двух биологических видов: бактерии (вируса) и человека? Ведь при этом совершенно не учитываются представления о сущности человека, о его исключительности, о сущности жизни!
– Тем не менее в больницах, поликлиниках, медицинских центрах лечатся миллионы людей…
– Мой бывший шеф, профессор Смоленский, любил говорить: «Ну что, коллеги, будем лечить или пусть живет?» Это эпатажное высказывание поначалу вызывало у нас, молодых врачей, раздражение.
Но теперь, спустя десятки лет, находясь на том же профессиональном уровне, на котором был тогда профессор Смоленский, я оцениваю это высказывание совершенно по-другому. В нем есть глубокий смысл. Агрессивная фармакотерапия высокими дозами лекарственных средств вмешивается в сложные процессы иммунитета, в нервные и эндокринные процессы. Отдаленные последствия этих воздействий, в том числе на саму личность человека и на его потомство, недостаточно изучены.
А ведь болезнь подобна айсбергу, у которого над водой торчит лишь верхушка. Фармакотерапия, заслонившая сегодня все другие подходы к лечению, переводит многие заболевания в хроническую форму. То есть айсберг погружается под воду — на некоторое время, пока внутренние процессы не приводят к его новому, еще более драматическому всплытию. Больные испытывают лишние страдания, несут большие материальные потери, надеясь, что очередная порция симптоматических лекарств им поможет. Человек движется не к излечению, а к инвалидизации. К тому же он теряет свой ресурс надежды, а это еще более усугубляет его моральное, эмоциональное и физическое состояние.
– Как же тогда лечиться?
– Вот самая первая практическая рекомендация: не используйте без достаточных оснований или без должного профессионального врачебного контроля современные активные, агрессивные методы лечения. Обходитесь по возможности простыми средствами. И второе: человек — это не биоробот.
Нельзя говорить о физическом здоровье в отрыве от здоровья душевного и духовного, особенно в тех случаях, когда физическое здоровье в силу тех или иных причин пошатнулось.
– Но ведь есть такой метод коррекции душевного здоровья, как психотерапия. Не может ли она помочь при хронических заболеваниях?
– Сегодня у нас в практике нет своих традиций научной, концептуально обоснованной психотерапии. А поверхностное использование зарубежных методик, разработанных в странах с иным образом жизни, традициями, культурой, может вместо желаемого результата приводить подчас к совершенно неожиданным последствиям.
Да, в настоящее время в педагогике, психиатрии, в техниках достижения успеха, в решении семейных проблем, в бизнесе и т.п. эффективно применяется психотерапия. Но в сфере заботы о здоровье, особенно если речь идет о хронических заболеваниях, она практически отсутствует. А нам нужна психотерапия, которая бы «наводила мосты» между уровнями тела, души и духа ради достижения здоровья. Сегодня эту роль пытаются играть различные псевдодуховные практики. Однако реально помочь человеку может только настоящая духовность. Так, в традициях православной христианской культуры есть представление о православной психологии, и о православной психотерапии.
– Значит, надо пропагандировать духовность?
– Духовность невозможно навязать, ее нельзя рекламировать, она требует очень деликатного и заботливого попечения, но только так можно сохранить и восстановить целостное здоровье человека. И здесь мы больше всего уповаем на два духовных элемента: творчество и молитву. Именно они способны помочь больному человеку справиться с его главной психологической проблемой: ощущением невозможности исцеления, так как традиционная терапия оказывается явно недостаточной, а сами хронические болезни в большинстве своем считаются неизлечимыми.
Творчество и молитва позволяют преодолеть душевные проблемы, которые чаще всего и являются основой для развития тех или иных хронических заболеваний.
– Вы хотите сказать, что творчество и молитва могут сделать неизлечимые болезни излечимыми?
– Наши клинические наблюдения за несколько десятилетий и мировой опыт свидетельствуют, что практически все считающиеся неизлечимыми болезни потенциально излечимы. Даже рак. Перечитайте «Раковый корпус» А И Солженицына, и вы увидите там свидетельство излечимости. Имеются достоверные свидетельства того, что Александр Исаевич действительно страдал раком на поздней стадии, и, слава Богу, с тех пор он прожил более полувека. Среди моих пациентов были люди, которых по всем медицинским канонам ожидала неизбежная и скорая смерть. У одного был, например, тяжелейший некротизирующий васкулит как системное проявление ревматоидной болезни с поражением практически всех внутренних органов. Через 8 лет нашего систематического лечения он стал практически здоровым человеком. Это простой рабочий, но он — личность. Вылечивались пациенты с системной красной волчанкой, с ревматоидным артритом и т.п. Но очень важно, что все те, кого нам удалось привести к излечению из, казалось бы, непреодолимых стадий болезни, были людьми с открытой душой, с богатым душевно-духовным потенциалом.
– Что требуется от врача, чтобы привести больного к излечению?
– От врача требуется, прежде всего, целостный, холистический подход. Он включает в себя триединую заботу: о духовном, душевном и физическом состоянии пациента.
Указанием на необходимость целостного подхода я вовсе не пытаюсь принизить возможности современной научной медицины и фармакотерапии. Но эти возможности несоизмеримо возрастают, если подходить к человеку как к личности, а не только биологическому объекту. Наши наблюдения в течение нескольких десятилетий за тысячами людей, страдающих «неизлечимыми» хроническими заболеваниями, свидетельствуют, что даже в тяжелых случаях достигается положительный лечебный эффект, если правильная фармакотерапия применяется к людям, обладающим развитой душой и высоким духовным уровнем. И врач должен вложить свою душу, развить собственную духовность, чтобы помочь больному во всех этих направлениях.
– Как же все это реализовать на практике?
– Мы считаем, что целостный подход к заботе о человеке, включающий современные достижения медицины, психологическую помощь, творчество и духовность, лучше всего осуществлять в сообществе людей, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в помощи и поддержке, их близких и специалистов различных «помогающих» профессий, в том числе врачей.
Наша ассоциация предпринимает сегодня усилия по созданию такого сообщества. Нужно, чтобы люди хотя бы на примере одной общины увидели, что можно заботиться о целостном здоровье и восстанавливать его при любой хронической болезни. Это сообщество должно жить полноценной жизнью, в том числе творческой и духовной, и формировать духовное движение за холистическое, целостное здоровье. Очень важно, чтобы такое сообщество взаимодействовало с христианскими общинами, поскольку мы живем в христианской культуре, но это не означает обязательной привязки к какой-то одной конфессии. Лично я придерживаюсь православной традиции, но духовность свойственна всем верованиям.
– Однако большинство больных — люди не очень-то верующие…
– Нет людей, которые в условиях конфликта (а болезнь — это конфликт), кризиса, тяжелой стрессовой ситуации, психологически невыносимого состояния в той или иной форме не обращались бы к Богу. К тому же целостный подход к лечению ставит во главу угла просвещение человека и его духовное восхождение. Конечно, заботиться о людях, которые уже обратились к Богу и имеют определенный уровень духовного развития, гораздо легче, чем пробуждать духовный мир атеиста. Но наш опыт, а начинали мы в 60–70-х гг. прошлого века, показывает, что большинство людей, которым мы сумели помочь, стали настоящими верующими. Как и большинство членов нашего профессионального сообщества, включая меня.
– Что может сам для себя сделать человек, страдающий хроническим заболеванием?
– Есть некоторые общие рекомендации, которые позволяют больному человеку находить выход из трудных ситуаций, не усугубляя свое неблагополучие, а двигаясь к излечению. Прежде всего, не уповайте на безграничные возможности научной медицины и помните, что здоровье в аптеке купить нельзя, каким бы дорогим лекарство ни было.
Вместе с тем, от вас потребуются некоторые духовные качества: вера в лучшее, нестяжательство, определенное смирение.
Поймите, что ваше реальное благополучие не определяется ни материальными факторами, ни даже физическим здоровьем, тем более что границы между здоровьем и нездоровьем чрезвычайно пластичны. Далее, не делайте ставку на деньги, на престижность лечебного учреждения или амбициозность специалиста.
Вместо этого постарайтесь найти своего терапевта, с которым у вас складывались бы человеческие, душевные отношения. Найдите для себя сообщество или хотя бы круг людей, понимающих ваши проблемы и способных оказать содействие в их преодолении. Участвуйте в формировании и жизни такого сообщества. Общинные отношения, взаимопотдержка и групповая терапия играют огромную роль на пути к исцелению.
Следуйте своей интуиции и не отчаивайтесь, не впадайте в неверие и депрессию ни при каких обстоятельствах. Займитесь любым привлекательным для вас видом творчества. И обращайтесь через молитву к Богу.
Беседовал Александр Герц, "Лечебные письма", №27, 2006 год
***