Физическая культура

А. А. Голубев, М. А. Савенко

Основные направления в современной системе оздоровительной физической культуры 

Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет специфические социальные функции, которые выражают сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности.
Эти функции можно объединить в следующие группы:
1. Общее развитие и укрепление организма людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития. (Формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюции и т. д.).
2. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. (Отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).
3. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека.

Проблема состояния здоровья людей всех возрастных групп требует, чтобы программы занятий физической культурой имели выраженную оздоровительную направленность. Для достижения этой цели необходимо соблюдать ряд методических правил.
1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. Следует не перегружать организм, а давать ему возможность адаптироваться к более длительным и сложным заданиям. Для этого применяется:
- увеличение частоты и продолжительности занятий;
- увеличение плотности и интенсивности занятий;
- постепенное расширение средств;
- правильное построение занятий.
2. Разнообразие применяемых средств. В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость, силовые упражнения, упражнения для суставов рук и ног и др.
3. Систематичность занятий. Регулярно проводимые занятия оказывают благотворное влияние на все органы и системы организма.

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.
Термин «физическая рекреация» (от латинского recreatioвосстановление, отдых), обозначает одну из задач физической культуры – обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности с целью восстановления сил. Решение этой задачи обеспечивается содержанием и формами организации занятий, характерными и для общего физического совершенствования (гигиеническая гимнастика, прогулки, игры), и для физического совершенствования с профессиональной направленностью (производственная гимнастика), и для физического совершенствования со спортивной направленностью (занятия в спортивных секциях).
Термин «физическая реабилитация» (от латинского rehabilitateвосстановление), обозначает специфическое использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных двигательных способностей после травм и заболеваний. Подобное использование физических упражнений является содержанием медицинской дисциплины – лечебной физкультуры.
Оздоровительно-рекреативная физическая культура – это отдых, восстановление сил при помощи физических упражнений, подвижных и спортивных игр, туризма, физкультурно-спортивных развлечений. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления.

Общее физическое совершенствование направлено на укрепление здоровья и поддержание работоспособности человека. В соответствии с этим содержание педагогического процесса ориентировано на овладение жизненно важными двигательными действиями и соразмерное развитие физических способностей (мышечной силы, быстроты, ловкости).
Оздоровительное значение двигательной активности велико для всех этапов жизни человека. При этом надо иметь в виду, что рост и развитие организма продолжается до 20 – 25 лет, 25 – 35 лет – это период расцвета возможностей организма; с 35 – 40 лет начинается постепенное снижение его возможностей, которое наиболее быстро и явно протекает в 50 – 60 лет. Относительная стабильность двигательной функции наблюдается у мужчин до 45 – 50 лет, у женщин до 30 – 40 лет.
Такая динамика естественных возможностей организма предопределяет и характерные особенности физкультурно-спортивных оздоровительных воздействий: до 35 – 40 лет они должны быть направлены на развитие физических возможностей, а в последующие возрастные периоды – главным образом, на сохранение здоровья. Вместе с тем, применение развивающих упражнений возможно и в старших возрастных группах (45 – 55 лет) (см.: Менхин Ю. В., 2002).

Взрослому человеку занятия физкультурой нужны для предупреждения заболеваний, устранения их последствий и ликвидации «слабых звеньев» в организме, расширения функциональных возможностей, повышения физической подготовленности и жизненного тонуса, улучшения психологической устойчивости и работоспособности. Все это требует совершенствования двигательных способностей, поддержания их на высоком уровне, облегчающем жизнедеятельность. В этом нуждаются не только работники умственного труда, но и те, кто занят любым физическим трудом, – для переключения на иной характер деятельности и даже для разгрузки постоянно работающих групп мышц (см.: Т. Г. Кремлева, 1999; В. Н. Крутько, О. А. Мамиконова, О. В. Захарьящева, Т. М. Смирнова, 2003).

Важное значение имеют социальный и организационно-управленческий аспекты. Все виды гимнастических упражнений находят отражение в той или иной организационной физкультурно-спортивной структуре: от групп здоровья до сборных команд. Этим определяется социальный заказ на подготовку специалистов, владеющих теорией и практикой оздоровительной гимнастики.
Занятия физическими упражнениями преследуют некую идеальную цель – достижение психофизического совершенства. Эта цель конкретизируется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся: состояния здоровья, физического развития, двигательных задатков и способностей, подготовленности, мотивации и условий для занятий. Однако неизменно сохраняется основной смысл занятий: стремление к улучшению своего психофизического потенциала и умения его реализовать.

Совершенствование может идти разными путями. Первый – гарантировать человеку возможность осуществления бытовых и профессиональных видов деятельности. Второй – добиваться психофизического совершенства, которое позволит человеку действовать в особо трудных и сложных условиях.
Конкретная технология оздоровления корректируется в зависимости от состояния индивидуума. Цель оздоровительных воздействий на конкретную личность – обеспечение ее жизнедеятельности, то есть способности существовать и трудиться в определенных природных и социальных условиях, выполнять необходимые бытовые и профессиональные требования.
Такие воздействия осуществляются через главные функциональные системы организма: нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, двигательную, выделительную, эндокринную, а также зрительную и слухоречевую.

Уровни развития этих систем, наличие и степень их поражения предопределяют возможность и целесообразность тех или иных оздоровительных воздействий по отношению к конкретному человеку (педагогических или только медицинских, и каких именно). Этим диктуется выбор медицинских показаний и ограничений, режимов труда и отдыха, питания, фармакологических добавок.
Целостность функциональных систем и отсутствие патологических нарушений предопределяет самую возможность проявления физических качеств. Физические качества могут улучшаться за счет педагогических, то есть специально подбираемых и управляемых воздействий, что обеспечивает совершенствование этих систем и их дееспособность.

При нормальном педагогическом процессе нельзя воздействовать на человека, минуя его психическую сферу, под которой понимается совокупность психических свойств и способностей к самоорганизации в адекватных психических реакциях на внешние и внутренние побуждения. Результаты научных исследований свидетельствуют, что для успеха любых воздействий на человека – воспитывающего, образовывающего или развивающего характера – имеют важное значение его психические свойства (Блудов Ю. М., Генов Ф., Ивойлов А. И., Клименко В. В., Козлов Е. Г., Колюхов В .Г., Мерлин В. С., Небылицын В. Д., Родионов А. В., Стивенс С., Теплов Б.М., Черникова О. А.).

При этом психофизическое оздоровление следует рассматривать не столько как систему физических упражнений, сколько как социально-педагогическую систему, формирующую сознательное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, режиме, и в целом – активность жизненной позиции и ощущение своей личной значимости и социальной полезности.
В соответствии с общетеоретическими и общеметодологическими принципами оздоровительно-развивающего направления физической культуры, определяются условия, непременное соблюдение которых может дать существенные положительные результаты.

Как показывают специальные исследования (И. А. Анохина, Е. Ю. Гапоненко, Ю. В. Менхин и др.), результаты процесса оздоровления в большой степени зависят именно от правильности выбора и правильности применения педагогических воздействий.
При этом наиболее значимыми оказываются:
1) выбор оздоровительного воздействия в зависимости от наличия и степени функциональных отклонений в состоянии здоровья;
2) индивидуальное отношение к содержанию и характерным особенностям выбранного вида и средств оздоровления;
3) величина нагрузки, объективно содержащаяся в оздоровительном воздействии;
4) рациональное сочетание и комбинации различных оздоровительных воздействий;
5) согласованность характера и величины нагрузки с состоянием окружающей среды и индивидуальными биоритмами.

В процессе врачебно-педагогических наблюдений необходимо следить за продолжительностью и содержанием отдельных частей занятий, особенно вводной. Это имеет особенное значение для лиц среднего и пожилого возраста, для которых характерен более медленный период врабатывания и более растянутый период восстановления. Определяется плотность занятий, то есть время, фактически затраченное на выполнение упражнений. Оптимальная плотность колеблется в пределах от 50 до 80 %.

Правильность избранных физических упражнений и методики их проведения (интенсивности, объема нагрузок, последовательности и т. п.) проверяется по пульсу. В ходе занятий специалист, ведущий врачебно-педагогические наблюдения, либо предлагает занимающимся самостоятельно (всем вместе, по команде) подсчитать себе пульс, либо делает это сам – нескольким людям, выборочно.
При активно-пассивном отношении к оздоровлению человек недостаточно уверен в целесообразности затрат своего времени и энергии (а часто и денег). Он должен привыкнуть к особым (не всегда комфортным) условиям, к тому, что результат занятий проявляется лишь со временем. Поэтому к каждому человеку требуется особый подход в определении форм и содержания, характера и уровней нагрузки, способов стимулирования.

Стимулирование интереса к оздоровлению вообще и к выбранному виду оздоровления в частности происходит на основе основных методических принципов. Вместе с тем, применяются и специальные приемы. Например, стимулирование обеспечивается большим разнообразием упражнений и условий их выполнения, благоприятным фоном, вызывающим положительные эмоции, проявлением внимания и помощи, поощрением, подбором адекватных критериев результативности занятий и вовлечением занимающегося в оценку результатов. Способ оценки выбирается в соответствии с индивидуальными особенностями, как один из возможных вариантов стимулирования активности, интереса и стремления к самосовершенствованию.

Именно функциональное состояние определяет отношение индивида к самой необходимости оздоровления. Это должно подкрепиться осознанностью возможности и вероятной результативностью оздоровления. В целом они составляют первый уровень мотивации, которая обеспечит возникновение активно-пассивного интереса к оздоровлению вообще и выбору того или иного вида и конкретного средства.

Литература:

1. Крутько В.Н. Система оценки психической работоспособности для задач профилактики старения/ В.Н. Крутько, О.А. Мамиконова, О.В. Захарьящева, Т.М. Смирнова // Альманах «Геронтология и гериатрия». – Вып. 2. –М.: РНИИ геронтологии МЗ РФ, 2003. – С. 254–258.
2. Крутько В.Н. Подходы к «общей теории здоровья»/ В.Н. Крутько // Физиол. человека. – 1994. – Т. 20, № 6. – С. 34 – 42.
3. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире/ А.А. Крылов // Вестник Балтийской педагогической академии. – Вып. 14 – 1998. – C. 46–49.
4. Лисицин Ю.П. Обусловленность общественного здоровья/ Ю.П. Лисицин // Медико социальные аспекты здоровья и воспроизводства населения: Материалы научной конференции, М., 1997. – Ч. 2. – С. 13.
5. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика/ Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов Н/Дону: Феникс, 2002. – 384с.

© 2009-2015 Журнал «ХОЛИЗМ И ЗДОРОВЬЕ»