Чернеевский Алексей Петрович
Как говорить о смерти. Различие психологического и религиозного дискурсов
Смерть является в первую очередь экзистенциальным переживанием Иного. Для осознания Иного культура выработала различные языки. В первую очередь это религиозный язык. Религия – это ответ на вопрос «что будет после смерти». Для осознания предельного опыта культуры всего мира имеют традиционные тексты, в которых описываются либо экзистенциальные состояния, либо ритуалы, помогающие справиться с этими экзистенциальными состояниями.
В начале 20-го века в европейской культуре формируется новый язык, позволяющий говорить о предельном опыте – психоаналитический. В этом языке религиозное (или, например, «нуменозное», словами Р. Отто) именуется бессознательным. Основания бессознательного по разному интерпретируются в психоанализе Фрейда и Юнга – от либидо, до «светлой, духовной стороны бессознательного».
Во второй половине 20-го века формируется гуманистический подход в психологии, где познавательным, понятийным основанием становится здравый (общий) смысл. В гуманистической психотерапии психолог основывается не на откровении, не на теории, а на попытке договориться с клиентом и на своем опыте договариваться и ставить общие с клиентом цели. В гуманистической психологии невроз – не болезнь, не ненормальность, а неспособность жить в ладу с окружающими и с самим собой.
Возникает вопрос – возможно ли говорить о бессознательном (и о предельном опыте) языком здравого смысла? Является ли изучение предельного опыта попыткой привести этот опыт к здравому (общему) смыслу? Можно ли договориться со смертью?
Ответы на эти вопросы лежат в области искусства. Макс Вебер называл психоанализ искусством конкретной личности, способной к этой деятельности. Тем более искусство гуманистической психотерапии – мастерство, которого достигают не все. Это мастерство не подлежит теоретическому описанию, оно принципиально практично. Договариваться со смертью – это искусство, доступное не всем. Чтобы как-то рационализировать способы осознавания смерти (и всякого предельного опыта) нам необходимо систематизировать «уровни искусства», уровни «способностей и талантов».
Полагаю, эта задача находится за пределами современной европейской науки и философии.
Чернеевский Алексей Петрович – кандидат философских наук., религиовед
В 1995 году поступил в СПбГУ на философский факультет, который закончил в 2001 со специальностью «Религиовед».
Работал преподавателем английского, преподавателем философии, религиоведения, культурологии, истории религии, преподавателем психологии и педагогики, логики, концепций современного естествознания.
С 2000 по 2003 прошел курсы подготовки консультантов телефона экстренной психологической помощи в Институте Психологии и Консультирования “Гармония” в Петербурге. Работал на телефоне доверия.
2002-2009 года аспирант-доцент кафедры философии СПбГИЭУ (ИНЖЭКОН).
В январе 2006 года в СПбГУ защитил кандидатскую диссертацию по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания.
2008-2012 г. доцент института права им. принца Ольденбургского.
2010-2011 – доцент кафедры теории права Гуманитарного университета профсоюзов.
2012-2013 – диплом о профессиональной переподготовке – специальность семейный психолог в СПбГИПСР
2010 – по настоящее время – психолог центра семьи Приморского района Санкт-Петербурга.
Скачать текст статьи в формате pdf