Кириллова Ольга Алексеевна

Смерть как творчество в декадентском кинематографе

Аннотация

Кириллова Ольга АлексеевнаСтатья посвящена теме «смерти как творчества» в «декадентском кинематографе» России начала ХХ в. (1910-х) и второго периода – 1980-2010-х гг. Концепция «декадентского смертотворчества» в раннем русском кино преимущественно разрабатывалась режиссером и художником Евгением Бауэром в фильмах «Жизнь в смерти» (1914), «После смерти» (1915), «Грёзы» (1915) и др.: в этих фильмах совершенным эстетическим объектом объявляется мёртвый объект как нетленный и одухотворённый предельным. Представление о декадентском художник как об «исследователе смерти» в фильме Е.Бауэра «Умирающий лебедь» было позднее переинтерпретировано в 1980-е гг. в фильме О.Тепцова «Господин оформитель». «Творчество смертью» в поздний период русского декадентского кинематографа рассматривалось в разных видах искусства: от визуальных искусств («Господин оформитель», 1988) до театральной игры в последнем фильме этого направления («Роль», 2013, реж. К.Лопушанский).


Olga A. Kirillova

Death as Creation in Decadent Films

Summary 

The topic of the article is “death as creation” as exposed in “decadent trend” in Russian film of 1910th and 1980-2010th. The concept of “decadent creation by means of death” in early Russian cinema was mainly developed by the Russian artist and film director Evgenii Bauer in his films “Life in death” (1914), “After death” (1915), “The Dreams” (1915) and others: in these films the dead object is proclaimed to be a perfect aesthetical object as unchangeable and utterly spiritual. The idea of a decadent artist as ‘death-explorer’ in the film by E,Bauer “The Dying Swan” was developed in late 1980s in the “Mr Designer” by O.Tepsov. ‘Creation by death’ has been explored in various arts in late Russian decadent film: from visual arts in the first film in this trend (“Mr Designer”, 1988) to the theatre performance in the last one (“The Role”, 2013, by K.Lopushansky).


Кириллова Ольга Алексеевна – кандидат философских наук, докторант кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург). Тема докторской диссертации – «Танатологическое измерение декадентского кинематографа России». Магистр философии Кембриджского университета (специальность – «европейская литература», факультет средневековых и современных языков, кафедра славистики). Монография «Серп холодной луны: реконструкции моделей чувственности» вышла в серии «Тела мысли» издательства «Алетейя» в 2010 году. Статьи и исследования о танатологии декадентского кинематографа публиковались в журналах «Новое литературное обозрение» (Москва), «Международный журнал исследований культуры» (Санкт-Петербург), «Вопросы культурологии» (Москва), «Общество. Среда. Развитие» (Санкт-Петербург) и других.


Скачать полный текст статьи в формате pdf


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2009-2015 Журнал «ХОЛИЗМ И ЗДОРОВЬЕ»