ИНТЕРВЬЮ

Скачать в формате pdf

«Господь все делает только к лучшему для человека» 

(интервью со священником, д.м.н., профессором Г.И.Григорьевым)

Священник, д.м.н., профессор Григорий Григорьев

Трудно, я думаю, найти человека, более подходящего для разговора на заданную журналом тему, чем доктор Григорьев. Будучи профессиональным врачом-психиатром – доктором медицинских наук, профессором он вот уже более 35 лет занимается избавлением людей от вредных привычек и зависимостей, приводит многих своих пациентов в ограду Церкви, их силами за пять последних лет построен великолепный храм в Юкках, настоятелем которого по благословению священноначалия он стал.

Отец Григорий, разговор на тему «Жизнь. Исцеление. Воскресение» хотелось бы начать с достаточно философского вопроса: от кого или чего, по-вашему, зависит жизнь человеческая, ее продолжительность и качество – исключительно от воли Божией, от самого человека и его образа жизни, либо от каких-либо внешних факторов – генетики, успехов здравоохранения, экологии и т.п.?

– Воля Божья дает человеку безграничные возможности, оставляя за ним право выбора самому изменить свою судьбу. Мы знаем, что Господь может все, но он не может сделать человека святым. Только сам человек решает какую дорогу ему избрать: путь святости, или путь греха.

Господь все делает только к лучшему для человека

Почему же тогда умирают молодые, почему гибнут дети, особенно безвинные – не успевшие ничего еще осознать и определиться с выбором пути? События в Украине показывают нам множество жертв, казалось бы, случайно попавших под обстрел, погибших от осколков, под завалами зданий, от шальных пуль. Им же никто не дал шанса подготовиться и сделать что-то для спасения своей души…

– Господь призывает душу человека когда она созреет, подобно тому как созревают плоды земные. Неважно, сколько лет человеку – значит, душа его прошла свой земной путь в этом мире. Я верю, что Господь все делает только к лучшему для человека, иначе вечность теряет свой смысл…

При этом главным условием попадания в Царствие Небесное является, я думаю, максимальное усилие самого человека, ведь «Царствие Небесное силою берется и прилагающий усилие восхищает Его». А также великая нужда человека, ведь как сказал Спаситель: «Ищите прежде Царствия Небесное и правды Его». И, конечно же, беспредельная Божия милость. Это устремление души человека к Богу превыше всего.

Так что же тогда, не нужно делать добрых дел, проявлять милосердие, помогать ближним?

– Нужно, конечно, дела милосердия крайне важны, ведь творя добро, мы встречаемся с живым Богом. Но, не следует надеяться, что через дела мы спасемся, добрых дел нам всегда не хватает. Мы спасаемся, в первую очередь, по беспредельной Божией милости. Но и одно доброе дело бывает крайне важно, даже оно может послужить спасению души.

В жизнеописаниях святых св. Димитрия Ростовского рассказывается об одном случае из жизни св. Григория Двоеслова. Однажды, проходя по развалинам римского ареопага, он вспомнил, что здесь когда-то царствовал один из римских императоров, который при жизни был жестоким завоевателем и тираном. Непостижимым Божиим промыслом св. Григорий понял, что душа злого правителя мается в аду и почувствовал, что за него необходимо помолиться. Хорошо зная жизнь данного человека, он постарался вспомнить хоть одно доброе дело этого тирана, ради которого можно просить у Господа о снисхождении к его посмертной участи. Святому подвижнику вспомнился один случай когда на пути царского войска перед ним предстала бедная вдова и смело просила императора о денежной компенсации за смерть ее мужа и обоих сыновей, погибших в сражении в его войске. Удивившись подобной дерзости, правитель сдержал свой гнев и пообещал выполнить ее просьбу по возвращении из похода. Но женщина не унималась и заявила, что император сам может погибнуть в этой войне и потребовала выдать ей деньги немедленно. Все подданные ждали немедленной и жестокой расправы над бедной вдовой, но неожиданно для всех злой диктатор сжалился над ней и приказал выдать деньги. Именно этот поступок и позволил святому св. Григорию вымолить погибающую душу из ада. Так что и одно доброе дело может нас спасти, если за нас станет молиться святой подвижник.

Спасение возможно и на смертном одре

Мне вспоминается история, произошедшая с одним известным психиатром. Я столкнулся с ним в 1993 году накануне защиты своей кандидатской диссертации. Мне надо было сдавать ему экзамен по наркологии. Он был выдающийся специалист в этой области. Я очень волновался, так как моя психотерапевтическая работа по исцелению людей от пьянства проводилась под окормлением Русской Православной Церкви, а профессор этот был некрещеный. К моему удивлению, он проявил живой интерес именно к моему соработничеству с приснопамятным протоиереем Василием Лесняком. Он задавал мне много вопросов, из которых я понял, что он достаточно хорошо осведомлен в вопросах взаимодействия медицины и церкви в дореволюционный период. Именно его поддержка очень мне помогла на защите.

А через год после защиты, когда я был на службе в храме Ефросиньи Полоцкой в Белоруссии, мне позвонили и сообщили, что он умер. Вспомнив все добро, которое он мне сделал, я стал за него молиться на Божественной Литургии, не подавая записки в алтарь – зная, что он некрещеный. И вдруг перед моим мысленным взором появился его образ – радостный, сияющий, в белых одеждах… Я был немало удивлен этому, а, уже вернувшись в Петербург, узнал, что за день до смерти профессор крестился и причастился Святых Христовых Тайн прямо в отделении интенсивной терапии.

То есть уже на смертном одре человеку хватило мудрости и мужества, чтобы развернуть себя в другую сторону и направить свою душу ко спасению?

– Думаю он и раньше шел ко Христу, но перед смертью узаконил эти отношения.

А если все-таки рассмотреть вопрос продолжительности и качества жизни человека вне духовной составляющей, то какие все же факторы являются приоритетными?

– Я считаю, что на 80 % здоровье человека зависит от его генетики и наследственных факторов, на 10 % – от его образа жизни, и на 10 % – от успехов медицины.

Так мало зависит от самого человека? Я была убеждена, что образ жизни во многом определяет здоровье и качество жизни человека.

– 10 % не так уж и мало, а если человек, к тому же будет знать свои наследственные потенциально слабые места, то сможет их защитить. В общей сложности это уже будет 20 %. И в этом смысле встает вопрос об ответственности человека перед последующими поколениями.
Что касается медикаментозного лечения, то здесь нужна предельная осторожность при назначении лекарств тому или иному человеку. Как сказал один известный врач: если я назначаю больному одно лекарство, то я знаю, как оно подействует, если два – предполагаю, если три и более, то последствия такого лечения уже совершенно непредсказуемы, ибо мы не всегда знаем, как подействует на организм сочетание нескольких химических веществ: положительно или отрицательно. И все же иногда без лекарств не обойтись.

Господь слышит любую мысль, тем более крик

Более 25 лет Вы являетесь директором Международного института резервных возможностей человека, куда обращаются за помощью люди, страдающие различными формами патологических зависимостей. За эти годы через Вас и Ваш институт прошло более 130 тысяч зависимых людей. Как Вы думаете – их обращение за помощью было продиктовано их личным желанием к исцелению или желанием их родственников?

– Чаще больные приходили на лечение по желанию близких. Думаю, это правильный и хороший поступок – послушать своих близких, пойти им навстречу, пожертвовать своей страстью. Я не знаю, в какой степени в их исцелении было мое личное участие. Лечит врач, а исцеляет – Господь. Но всегда эти люди мне помогали встретиться с Богом, и за это я их очень люблю. Господь слышит любую мысль человека и всегда ему помогает, если человек Его просит.

Но ведь чаще всего человек не считает себя зависимым и идет на лечение лишь под давлением родственников.

– Да, и задача врача в том, чтобы человек осознал себя больным и попросил о своем исцелении Бога. Чтобы человек сам крикнул: «Господи, помоги мне спастись!». Господь обязательно услышит этот крик. В Ветхом Завете в послании Иисуса сына Сирахова сказано: «Человек, прогневавший Бога, да предастся в руки врача». Посредник между Богом и человеком необходим, чтобы человек не возгордился. Вот таким врачом – стоящим между Богом и человеком – хочется быть.

А если человек упирается и не хочет сам обращаться за помощью, стоит ли родственникам зависимого человека молиться за него, читать регулярно молебны и акафисты у иконы «Неупиваемая Чаша», как это делается во многих приходах?

– Конечно – стоит. Ведь нельзя же бездействовать когда близкие гибнут. Молиться за болящих, конечно, нужно, даже если польза от этого для страждущих будет менее 1 %.

Сегодня в церковных обществах трезвости состоят в основном родственники пьющих, порой на 90 % и более. До революции все было наоборот. У основателя Всероссийского Александро-Невского братства трезвости священника Александра Рождественского в обществе было более 70 тыс. человек. 90 % из них составляли сами отрезвевшие люди и лишь 10% – их родственники.

Как Вы относитесь к проблеме помощи созависимым?

– Созависимые – это собутыльники, пьющие вместе. По отношению к родственникам пьющих применима поговорка: «Сколько водки выпито, столько слез пролито». Такие люди всегда находятся в состоянии невроза. Думаю, этот диагноз более корректен, чем термин – созависимость. По отношению к ним особенно значимы слова прп. Серафима Саровского: «Спасись сам и тысячи возле тебя – спасутся». Так что надо спасать себя – «…стяжать мирен дух». Это значительно более поможет больным, чем душеспасительные пьяные беседы или стрессы в период выхода из запоя. Тогда и близкому человеку, может, от пьянства своего избавиться захочется…

Как Вы относитесь к групповой работе с зависимыми людьми?

– Иногда такая работа необходима. Но она должна быть строго регламентирована и ограничена во времени. Больных полезнее помещать в здоровую среду, нежели больную. Иногда реабилитационные центры крайне необходимы, но лишь на время, а дальше необходима реабилитация в здоровой среде. Древнегреческий философ Софокл сказал: «Разум человека вырастает сообразно тому, что встречается ему в пути». Одноименная русская поговорка говорит: «С кем поведешься – от того и наберешься». И ап. Павел нас предупреждает: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Наркоманов нужно обязательно разбавлять здоровыми людьми, лучше всего погружать их в крепкий сплоченный приход. Для зависимых людей крайне важна мотивация, а она появится сама собой, если они в здоровую трезвую среду вольются, увидят любящих людей вокруг себя.

История чудесного исцеления и испытание веры

Сегодня, после воскресной Литургии Вы поставили перед алтарем рядом с собой одну девочку и поблагодарили всех собравшихся за молитвы об ее исцелении, сообщили, что страшный диагноз с девочки снят, и попросили за нее дальнейших молитв, дабы благополучно завершилось ее лечение. Можете рассказать эту чудесную историю подробнее?

– Да, хотя поначалу мы не хотели предавать ее огласке. Затем все же посчитали, что для ребенка важнее подключение к молитве как можно большего количества верующих людей, искренне просящих Бога об ее исцелении. В итоге за нее мы всем миром молились – все батюшки из Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», два синодальных отдела, монахи с Афона, из Израиля и многих других монастырей. Я 15 дней подряд служил Божественную Литургию и каждый раз причащал ее Святых Христовых Тайн и соборовал. В этом деле меня очень поддержал епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи. А потом мы ее отправили в Германию.

А что, все было настолько серьезно, что местные врачи не справились бы, даже при Вашем обилии знакомств в медицинском мире?

– Здешнее обследование и компьютерная томография с контрастным веществом показало наличие серьезного онкологического заболевания – остеосаркомы. Проконсультировавшись со знакомыми врачами, мы решили выполнить их рекомендацию и отправить ее в Германию, причем важно было это сделать как можно быстрее. Мы послали диски с записями компьютерной томографии с рентеноконтрастным веществом в клинические центры Гамбурга и Дюссельдорфа. Там диагноз подтвердили и рекомендовали как можно быстрее приехать на обследование и лечение.

Когда же девочка со своей мамой прошли полное обследование в г. Киль, где находится лучшая детская клиника Германии, то все признаки онкологического заболевания исчезли.

Чем же объясняют это сами немцы? Вряд ли они верят в силу молитв и Таинств…

– Они очень удивились и не смогли дать внятного объяснения произошедшему. Но наши прихожане, все кто молились, и я лично верим, что Всеблагий Господь по молитвам людей сотворил чудо.

Разделяется Церковь – разделяется и Государство

Я знаю, Вы посвятили одно из своих еженедельных выступлений в программе «Точка опоры» на православном канале «Союз» событиям на украинской земле…

– Да, и эту передачу посмотрело в интернете уже несколько тысяч человек. Поводом к разговору послужили вопросы зрителей, интересующихся странным, нелогичным поведением воющих там людей. Есть медицинские данные, что люди на Майдане действовали под воздействием психотропных и наркотических веществ. Я согласен с этой точкой зрения – не случайны эти массовые раздачи еды и напитков участникам боевых действий и свободная продажа антидепрессантов и транквилизаторов в аптечной сети Украины. Все это делается для усиления внушаемости людей, их оглупления и физического подавления.

Хотя началось все гораздо раньше, еще 23 года назад, когда велась постоянная пропаганда, направленная против России. И этому есть более глубокие причины. Еще со времен идеолога мировой революции – Льва Давидовича Троцкого началось движение за всемирную революцию, за глобализм, за отмену государственных границ и введение единого всемирного языка. А известно, что лишение нации своего языка – это лишение ее национальной самоидентификации и жизнеопределяющих базовых ценностей.

Так вот, с тех пор как миром стали пытаться управлять транснациональные корпорации в своей попытке создать однополюсный мир, они стали навязывать многим странам против их желания либерально-демократический путь развития, где человек предельно оглупляется и превращается в винтик государственной машины. Либерально-демократический лагерь пытается разрушить у людей все духовно-нравственные ценности, и, в первую очередь – Заповеди Божии. Духовный мир человека все больше исключается из сферы интересов таких деятелей от культуры.

Россия же пока остается на религиозно-патриотическом пути развития и является костью в горле либерал-демократов.

В нашей стране с каждым годом строится или реставрируется все больше православных храмов, все более наполняемых верующими людьми. В Украине же еще накануне мятежа произошел мощный церковный раскол. Там уже действует кроме Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, еще и немало раскольнических сект. А когда разделяется Церковь, разделяется и Государство. То есть там произошло вначале духовное повреждение, а потом и политический раскол. А так как направлен он в первую очередь против России и Европы, нам как никогда сейчас важно сплотиться вокруг Единой Соборной и Апостольской Церкви, проявить истинное единство и согласие. Каждый прихожанин и дома и в храме должен молиться за мир, за своего предстоятеля перед Богом, за нашего патриарха и президента. Пятая колонна давно объявила бы нам войну, если бы не наш ядерный потенциал. Вот почему национальное единство, самосознание и патриотизм – залог нашего успеха.

Мы, конечно же, устоим, ведь Россия – дом пресвятой Богородицы, и Господь Вседержитель не даст его уничтожить. А вот Украине сейчас не позавидуешь. Там изначально сделана ставка на то, чтобы большая часть населения Юго-Востока ушла со своих исконных земель. Не обязательно всех убивать при этом – достаточно разрушить детские сады, школы, роддома, заводы, железную дорогу и прочую инфраструктуру, чтобы люди не смогли выживать на этих выжженных территориях. Нужно разрушить все живое, чтобы никто не мешал заниматься добычей богатейших запасов урана и сланцевого газа, который возможно уже обещан транснациональным корпорациям…

И боюсь, что нынешнее перемирие – лишь временная и вынужденная мера, необходимая для того, чтобы собраться с силами и начать новые действия по зачистке лакомой территории. Но и здесь последствия войны трудно прогнозируемы, ибо лишь Господь знает, как разрешить любую трагическую ситуацию ко всеобщему благу. А пути Его, как известно, неисповедимы. Мы же, все священники и русской и украинской православной Церкви, будем продолжать молиться за мир и за вразумление людей, живущих и правящих на этой многострадальной земле.

Беседу вела Светлана Троицкая


Скачать в формате pdf


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2009-2015 Журнал «ХОЛИЗМ И ЗДОРОВЬЕ»