свящ. Игорь Поляков
Промысел Божий и наши болезни. Возможность понимания
Аннотация
В статье показана связь Промысла Божиего и человеческого страдания. Промысел Божий ведет человека к возрастанию в любви.
Самым важным достижением человека в этом смысле является его способность простить обиды на родителей и научиться их любить.
Если человек не делает это осознанно, то любовь к родителям проявляется на бессознательном уровне – в виде болезней и жизненного неблагополучия.
Понимание этой бессознательной динамики освобождает человека от длительных страданий и открывает возможности для полноценной жизни.
Промысел Божий, согласно христианскому мировоззрению, состоит в спасении человека, то есть в приближении его к Богу. А что это значит, прежде всего, с психологической точки зрения? Ответ на этот вопрос дает известный текст: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:7-8).
Приближение к Богу означает наполнение нашей души, нашей жизни любовью. Наша жизнь только в том случае соотносится с Промыслом Божиим, если в нашем сердце есть любовь. Наполненность нашей жизни любовью соотносит, соединяет нас с Промыслом Божиим, развивая при этом нас в любви и человечности.
Теперь самое сложное – как научиться любви? Ответ, как ни странно, очень прост: нас этому учит Промысел Божий. Нам в течение жизни даются «порции» любви, и наша задача – выдержать эти испытания, сохранить данные нам Богом «порции» любви. Причем первая и основополагающая «порция» любви дается сразу при рождении. Это любовь к нашим родителям. Сохранение любви предполагает не только ее поддержание в благоприятных условиях, но самое главное – удержание ее в унижениях и разочарованиях. Например, если в личных отношениях мы любим только тогда, когда нам отвечают взаимностью и ненавидим, когда нас отвергают – то это отсутствие любви. Подлинная любовь сохраняется как в унижениях и болезнях, так и в радости, и в благополучии. Если человек не умеет так любить, то любви в его жизни будет вообще мало. Этому есть простое психологическое объяснение. Если разочарование или унижение в любви вызвало сильную боль, то наша психика, наше бессознательное будет бояться любви и никогда нас не «пустит» в новую любовь. Если же человек прошел испытание, сохранил любовь при ее унижении, то в этом случае он укоренился в любви. После прохождения этого испытания человек уже не боится новых глубоких отношений, не боится любви, и любовь может становиться постоянным состоянием его души. И в этом случае у человека уже возникает потребность возрастания в любви.
Значительную роль в нашей жизни играют болезни, иногда они полностью заполняют нашу жизнь или жизнь наших близких. В этом случае мы начинаем понимать, что это не так просто, начинаем догадываться, что в болезни есть какой-то глубинный смысл. В данном случае болезнь будем понимать очень широко – не только как определенную нозологическую форму, но и просто как жизненное неблагополучие или психологическое затруднение, например, одиночество.
Поскольку вся наша жизнь управляется Промыслом Божиим, то возникает естественный вопрос: как наши болезни с ним связаны? Иначе говоря, как Божественное движение к любви вызывает у нас болезни? Ответ на этот вопрос поможет в понимании смысла болезни и, следовательно, в ее преодолении.
Итак, Промысел Божий ведет нас к любви, побуждает нас развиваться в ней. Можно сказать, чем больше в нашей душе любви, тем больше мы приблизились к Богу, «…потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8).
Мы постоянно находимся, если так можно сказать, в силовом поле Божественной любви – это силовое поле действует на нас независимо от нашего желания и нашего осознания этого. Очень многие неприятности в нашей жизни, в том числе и болезни, происходят от незнания этого или неумения жить в поле Божественной любви. Я надеюсь, что эта статья поможет разобраться в этом.
Мы входим в наш мир благодаря нашим родителям. Любви к миру и тем, кто в этом мире, мы можем научиться, только имея любовь к источнику нашей жизни, то есть к нашим родителям. И Промысел Божий постоянно направляет нас к этому, помогая нам. Часто это обучение начинается с того, что нам «достаются» не те родители, которых бы нам хотелось. Это могут быть эмоционально холодные родители или родители, у которых есть серьезные проблемы, например, алкоголизм. В этом случае детская любовь не встречает взаимности со стороны родителей, любовь приносит боль ребенку, и поэтому он старается от нее избавиться. К сожалению, это удается, и тогда в лучшем случае человек говорит о своем нейтральном отношении к родителям, а в худшем случае – о своей неприязни к ним.
Что же происходит в первом случае? Надо помнить о том, что человек постоянно находится в силовом поле Божественной любви и в этом смысле он обречен на любовь к родителям. Без любви к родителям, как источнику своей жизни, человек не сможет полностью войти в этот мир и прожить в нем свою полноценную жизнь. Если человек отвергает или не любит своих родителей на сознательном уровне, то он начинает любить их на уровне бессознательном. В этом случае негативный образ родителей втягивается, интроецируется в бессознательное, и бессознательное всей своей мощью, без какой-либо критики, начинает «любить» этот образ, растворяться в нем, втягивать в себя негативные содержания любимого образа. Например, мама плохо относилась к своей дочери, во время тяжелых жизненных испытаний думала и часто говорила вслух: «Лучше бы тебя не было». У этой девочки «бессознательная» любовь к матери будет стремиться выполнить ее желание и неосознанно запускает механизм самоуничтожения. В этом случае любовь к негативному образу матери вызвала у дочери тяжелое аутоиммунное заболевание. Терапия в этом случае состоит в «переводе» любви из бессознательной сферы в сферу осознанных чувств. Для этого необходимо осознанно полюбить мать такой, какая она есть. В этом состоит задача души, в этом ее развитие, развитие в любви.
Другой пример. Отец был груб со своей дочерью, часто бил ее. Основной детской эмоцией ребенка по отношению к отцу был страх. Любовь уже взрослой женщины к своему отцу выразилась в постоянной спазмированности желудочно-кишечного тракта, это была неосознанная любовь к страшному отцу. Терапия в этом случае состояла в принятии своего отца, принятии своей судьбы. Главным было понимание, что такой отец и такая судьба является проявлением Промысла Божиего.
Важно отметить, что ключевым моментом в этой терапии является катарсис – глубокое болезненное и возрождающее проживание клиентом того факта, что родитель или родители не отвечают на его любовь. Бывает очень трудно согласиться с этим и глубоко прожить эту психологическую реальность. Для правильного и безопасного вхождения в такое переживание нужна помощь специалиста, но главное – нужна помощь в правильном выходе из этого переживания, прежде всего, выходе с чувством любви к родителям.
Во втором случае, когда человек осознанно плохо относится к родителям – картина более сложная. К описанным сложностям добавляется еще и неприятие или отвержение жизни вообще. Постоянная осознанная неприязнь к родителям, можно сказать, пропитывает психику, в том числе, и значительную часть бессознательного. Эта часть бессознательного начинает «спасать» человека: если источник жизни, то есть родители – плохой или опасный, то и сама жизнь плохая или опасная, и от нее надо держаться подальше. В этом случае напряжение между Божественным движением любви, действующем в мире, и ее отвержением человеком гораздо сильнее, поэтому жизненное неблагополучие – более выраженное. Терапия в этом случае та же самая, но проходит сложнее.
Надо упомянуть еще об одной особенности детско-родительских отношений. Бывает так, что человек ничего плохого о родителях сказать не может, своих предков, то есть родителей своих родителей не знает, но жизнь наполнена болезнями и неблагополучием. В этом случае также действует любовь к своему роду, выраженная в неосознанном интроецировании негативных его содержаний. Например, «там», в неизвестной жизни бабушки, была боль от потери любимого мужа на войне. Для клиента терапийным переживанием является понимание того, что боль и неблагополучие, «доставшееся» ему от предков, является болью отверженной и униженной любви. Одним словом, «там», у предков, любви было очень много. И потомку сейчас нужно принять и прожить ее. Это тоже непростое катарсическое переживание, но очень эффективное в восстановлении любви и, следовательно, здоровья и благополучия.
Могут возникнуть сомнения в обоснованности использования слова «любовь» при описании бессознательного влечения ребенка к образу родителей. Вполне допустимо говорить о влиянии на ребенка негативного родительского интроекта или иной зависимости ребенка от семьи. Но здесь именно любовь в самом возвышенном смысле – в отказе от себя и даже пожертвовании собой ради любимого. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится… Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор 13:4–7).
Итак, Промысел Божий постоянно ведет человека к любви, только в согласовании с этим движением человек может быть здоровым и благополучным. Умению любить и жить в любви надо учиться. Это трудно. Самый первый и главный урок в нашей жизни – это любовь к родителям и нашим предкам. Наши болезни и жизненное неблагополучие возвращают нас к прохождению этого урока, возвращают нас к Промыслу Божиему. Прохождение этого урока дает не только здоровье, но и гармонию жизни.
Igor Polyakov, priest.
God’s administration and our diseases. Possibility of comprehension.
Summary
In article it is shown the connection of God’s administration and human suffering. God’s administration leads a person to increasing in love. The most important attainment of the person is his ability to forgive any offences to his parents and to learn loves them. If the person does not do it consciously, than love for parents is shown at unconscious level, in the form of diseases and living ill-being. The comprehension of this unconscious dynamics releases the person from long sufferings and opens possibilities for a full life.
Поляков Игорь Аркадьевич. В 1978 году с отличием закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. Работал в Академии гражданской авиации, там же закончил очную аспирантуру. Занимался вопросами подготовки летного состава. В 1989 году поступил в Духовную Семинарию. В 1991 году был рукоположен в сан священника, служил на приходах Санкт-Петербургской епархии. В 1996 году закончил Духовную Академию с защитой кандидатской диссертации на тему: «Религия, ее сущность и происхождение». Диссертация была отмечена премией митрополита Никодима. После окончания Духовной Академии был штатным преподавателем Семинарии. Сфера научных интересов: психология религии. Получил дополнительное профессиональное образование в Институте психологического консультирования. В настоящее время практикующий психолог, священник.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи