Крель Александр Александрович
Концепция холистической терапии
(на основе опыта 45-летней врачебной практики)
Аннотация
В статье обосновываются преимущества целостного подхода к лечебной деятельности при хронических соматических заболеваниях по сравнению с общепринятой в настоящее время биоцентрической медицинской практикой.
Из множества терапевтических методов в той или иной степени эффективным может быть каждый, если он в руках профессионала и гармоничен духовному и душевному состоянию пациента. Вывод сделан на основе 45-летнего проспективного наблюдения за большой группой пациентов с хроническими ревматическими заболеваниями и соответствует интегральной теории К.Уилбера.
В докладе предполагается обосновать и продемонстрировать преимущества целостного многоуровневого и многосекторного подхода к лечебной деятельности при хронических соматических заболеваниях по сравнению с общепринятой в настоящее время биоцентрической медицинской практикой.
Наш путь к осмыслению и разработке концепции холистической лечебной деятельности проходил на протяжении первых тридцати лет в контексте эмпирической, методически разрабатываемой, фармакотерапевтической лечебной практики и в последующие пятнадцать лет в концептуальном осмыслении и практической организации многоуровневого междисциплинарного взаимодействия различных специалистов в целях формирования качественной (исцеляющей) лечебной практики.
Этот путь привёл к тому, что первоначально занимаемая нами телесно ориентированная, жёстко позитивистская, фармакотерапевтическая парадигма претерпела изменения в сторону холистического подхода к лечению с ориентацией на активизацию путей самоисцеления. Концепция «лечить болезнь» через концепцию «лечить больного» эволюционировала в направлении – «стремиться к умвельту самоисцеления» с использованием современных научных достижений.
При этом следует подчеркнуть, что воспитанные на традициях гуманистической клинической медицины мы на всех этапах в равной мере стремились следовать принципам врачебного служения, ограничивая доминирование новомодных, во многом спекулятивных псевдоцелительских и псевдодуховных практик.
С другой стороны, мы стремимся освободиться от господствующей в современной лечебной практике биовласти, которой мы не без успеха служили десятки лет. Но именно терапевтические успехи, достигнутые в результате этого служения, привели нас к разработке концепции и к практике холистической лечебной деятельности.
В период первых 15-25 лет нашей истории мы последовательно развивали и проводили проспективное индивидуализированное контролируемое лечение более тысячи лиц, страдающих различными хроническими ревматическими заболеваниями (преимущественно ревматоидным артритом как наиболее распространённым и типичным заболеванием), считающимися неизлечимыми.
В результате более чем у одной трети больных, в том числе и очень тяжёлых, считающихся некурабельными, нам удалось добиться доказанного выздоровления или многолетней полной клинико-морфологической ремиссии.
Последующий многолетний научный анализ с использованием практически всех значимых клинико-биологических методов исследования, с привлечением математиков, программистов и других специалистов, не дал ответа на вопрос, почему в ряде, казалось бы совершенно безнадёжных случаев, нам удавалось достичь блестящего терапевтического результата, а в других случаях, при прочих равных условиях, результат оставался весьма посредственным.
В дальнейшем мы поняли, что отдалённыйуспех лечения зависит от особенностей душевного и духовного склада пациентов, страдающих хроническими ревматическими заболеваниями. Почти всегда, когда удавалось достичь выраженного, глубокого, устойчивого терапевтического эффекта, пациенты характеризовались открытыми душевными качествами. Они являлись трезвенными нестяжателями, были несуетливы и смиренны, но сохраняли достойное мужество в преодолении своих подчас очень тягостных страданий и тем всемерно помогали в наших терапевтических действиях. Другими словами, терапия достигала оптимальных результатов, когда она могла опираться на целостную сущность пациентов, независимо от их социального статуса или формального образования.
Это даёт нам основания с большой убеждённостью полагать, что устойчивый выраженный фармакотерапевтический эффект достигается в тех случаях, когда с уровней душевного и духовного бытия пациентов создаются адекватные предпосылки на биологическом уровне для организмического восприятия фармакотерапевтической коррекции в случаях её необходимости и для её удержания.
Таким образом, эффективный терапевтический путь предполагает обращение к целостности человека, а терапия в широком её понимании должна быть целостной.
В связи с этим нам представляется, что научной концептуальной основой для лечебной деятельности должна являться интегральная антропология человека и интегральная теория и практика Кена Уилбера, а не учение под названием «Общая патология человека», где по существу человека нет, а обсуждается лишь патология организменной телесности.
Известно, что из множества различных терапевтических методов эффективным в той или иной степени может быть практически каждый метод, если он в руках профессионала, который берёт на себя ответственностьза конечный результат терапии.
Это находит подтверждение у К.Уилбера: «Я не верю, – говорит он, – что хоть один человеческий ум способен на стопроцентную ошибку. Поэтому, вместо того, чтобы спрашивать, какой подход верен, а какой – нет, мы допускаем, что каждый подход прав, но лишь частично, а потом пытаемся выяснить, как подогнать друг к другу эти частичные истины, как объединить их – а не как выбрать одну из них и отбросить остальные». Но в терапии хронических прогрессирующих заболеваний эти «частичные» ограниченные подходы и возможности нередко попустительствуют драматическими последствиям, вследствие сохранения скрытого и тем более явного прогрессирования заболевания.
Максимально возможный терапевтический эффект, в оптимальном случае – исцеление – достигается при условии целостной терапии. Т.к. «одно целое... всегда является частью некоего более крупного целого» (Джек Криттенден), то такую терапию мы обозначаем как холистическую лечебную практику. Если признавать «связь между человеческой душой и Божественным Духом», то проблема целостной лечебной практики, направленной на восстановление целостной жизнедеятельности человека во всех её фундаментальных проявлениях, разрастается до масштабов, которые не способны быть измерены исключительно научными подходами.
Признание такой связи позволяет осознатьи понять механистичность и ограниченность возможностей при хронических заболеваниях практически всех современных фармакотерапевтических совершенств.
Подтверждения этому мы видим как в повседневной клинической практике, если к ней не относиться пренебрежительно и установочно, так и в общих социальных и демографических показателях.
Задачей холистической лечебной практики является согласование научных и ненаучных методов терапии при различных формах и вариантах течения хронических заболеваний, распознавание и идентификация которых – непростое дело, и требует высокого профессионального опыта, или в исключительных случаях – просветлённого видения.
С другой стороны, мы являемся свидетелями удушающего наплыва псевдоцелительских, псевдовосточных, псевдодуховных и прочих практик. Но даже, если целитель или духовный практик является носителем традиций и нравственных основ практики, то отсутствие у него адекватных современных научных знаний о сущности заболевания или симптома, по поводу которого к нему обратились, в большинстве случаев значительно ограничивает и обедняет его терапевтические возможности, а нередко приводит к пагубным последствиям.
В свою очередь, агрессивный позитивистский биоцентрический «профессионализм», лишённый холистических принципов, наносит колоссальный ущерб не только личности, но здоровью и экономике в популяции.
Параллельное или последовательное курирование одного пациента, страдающего хроническим заболеванием, ревматологом, психотерапевтом, нередко гомеопатом, целителем или духовным практиком, социальным работником, специалистом по реабилитации вне одной школы, в отсутствии концептуальной и практически разработанной согласованности, безусловно, не является ни интегральной, ни, тем более, целостной практикой, а скорее дезорганизующей, с множеством возможных неблагоприятных последствий.
Эта дезорганизованность возрастает в условиях противостояния позитивизма и идеализма и агрессивных стремлений отдельных ведомств, научных направлений, школ и специалистов, направленных на ограждение плацдарма своих феодальных владений.
Поэтому в формировании целостной лечебной практики огромное значение имеет междисциплинарный диалог.
В современных условиях многие десятки, подчас взаимоисключающих, дисциплин и практик буквально раздирают на части сферу заботы, а чаще псевдозаботы о здоровье человека. Это очень тонкая область взаимодействий, деликатность которой на каждом шагу самым варварским способом нарушается с катастрофическими, но далеко не всегда распознаваемыми и признаваемыми последствиями.
Пытаться избежать подобных последствий и продвигаться к исцелению возможно, если междисциплинарный диалог будет окормляться христианскими идеалами. Это открывает возможность реального поворота в сегодняшнем лечебном деле от «сферы услуг» в философскую и культурологическую его ипостаси и способствует расширению духовного пути исцеления. Каждый индивид включён в глубокие контексты семьи, сообществ и духовного бытия.
В ещё большей степени от этих контекстов зависит больной, страдающий такими драматическими заболеваниями, как ревматоидный артрит, системная волчанка, склеродермия, некротизируюший васкулит и др.
В обеспечении и содействии целостной терапии каждый из этих контекстов играет особую роль. Нам приходилось наблюдать как чрезмерная суетливая, подчас паническая, забота со стороны близких, особенно родителей больных подобными заболеваниями, приводила не только к значительному ухудшению течения заболевания, но в некоторых драматических случаях к летальному исходу.
Таким образом, холистическая лечебная деятельность реализуется на физическом, биологическом, эмоциональном, умственном и духовном уровнях бытия. Концептуально и методически эта деятельность обеспечивается четырёхсекторной и многоуровневой Интегральной Операционной Системой, последовательно разработанной Кеном Уилбером.
Нашей задачей является организационная и методическая адаптация возможностей этой Системы в личности, культуре и природе для достижения целей холистической терапии.
Доклад прочитан на конференции «Философские проблемы биологии и медицины» и опубликован в сборнике: Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 1: В поисках новой парадигмы:
сборник. – М.: Принтберри, 2007
Abstract
The preferences of the complete approach to medical activity at chronic somatic diseases in comparison with generally accepted at the present time biocentric medical practice are proved in article.
From crowd of therapeutic methods everyone may be effective in a varying degree if it is in professional hands and it is harmonious to spiritual order and
state of mind of the patient.
The conclusion is made on the basis of 45-year prospective observation of the big group of patients with chronic rheumatic diseases and it’s correspond to the integrated theory of K. Wilber.
КРЕЛЬ Александр Александрович (†2008г.) – доктор мед. наук, профессор, академик Академии медико-технических наук, основатель и президент ОО «Ассоциация АнтЭра – институт Клинической медицины и социальной работы им. М.П. Кончаловского» (1991–2008гг.).
Автор более 300 работ и методических рекомендаций.
Разработал способ индивидуализированного долгосрочного лечения пациентов хроническими ревматическими заболеваниями
и предложил организационные формы практического применения этого способа в современных условиях.
Круг интересов: клиническая и социальная медицина и вопросы достижения эффективности лечения при хронических заболеваниях; трансперсональная психология; религия и философия; антропология.