Верещагин Владимир Леонидович

К вопросу об истории холизма

Аннотация

ВЕРЕЩАГИН В. Л.Статья содержит обзор развития холистических идей. Автор рассматривает холизм как собирательную философию и стремится показать её связь с идеями древнего мира, средних веков, нового и новейшего времен.

Холизм рассматривается как философия целостности, которая влияет на различные области знаний и, в частности, на лечебную деятельность.

В работе кратко рассматриваются задачи истории холизма и отмечается необходимость их решения.

 


 

«И вся история моя – история болезни»
В. С. Высоцкий

Сравнение истории и философии может привести к следующему выводу: история рассказывает о вещах, которых никто не знает, словами, которые знают все, в то время как философия повествует о вещах, всем известных, словами, которые никто не знает. Если же довелось писать историю философии, то возникает опасность, что не удастся рассказать понятными словами об известных вещах.

Чтобы сразу внести некоторую ясность, имеет смысл определить, что будет подразумеваться под холизмом, а что рассматриваться как его история. В различных источниках термин «холизм» трактуется как «философия целостности», другими словами – форма познания мира, рассматривающая его как иерархию целостных сущностей. Простым сущностям свойственно прогрессивное развитие и разделение (эволюционный процесс), приводящее к созданию сложных целостных сущностей, чьими формами существования являются жизнь, душа и дух.

В качестве примера можно привести человека. Во-первых, в нем сочетаются материальное тело, душа и дух. «Дух, в дополнение к душе, означает высшие душевные способности, нравственные аспекты, определяющие направленность и содержание разума, воли» человека [1]. Во-вторых, человеку свойственно развитие, как на клеточном уровне, так и на уровне сознания. В-третьих, такой эволюционный процесс приводит к созданию более сложной сущности: если в момент рождения человек способен лишь на эмоциональный крик, то с возрастом его речевой аппарат позволяет не только создавать звуки, но и оказывать существенное влияние на слушателей.

По словам известной оперной певицы Галины Вишневской, пение – это состояние души, а не связки и резонаторы. «Чем заполнена ваша душа, то вы и несете в своем исполнении, в самом звуке вашего голоса» [23]. Если в душе человека не хватает чего-то очень важного, то его пение не будет затрагивать струны в душах других людей, но если же она обогащена такими качествами как благородство, искренность, доброта и любовь, то песня обязательно найдет отзвук в душе слушателя.

Объяснить этот феномен в рамках современных научных знаний невозможно, т. к. нет единого представления о душе, отсутствуют опытные знания о духе, и нет инструмента, которым можно было бы определить количественное соотношение их с физическим телом. Но некое знание существует и вне этих рамок, и хотя относиться к нему можно по разному: верить, опровергать, доказывать, принимать за аксиому, значимость его умалить нельзя.

Второй вопрос касается истории холизма. Строгого представления о развитии рассматриваемой философии не существует. Поэтому перед историком холизма стоит сложная задача: исследовать, воссоздать и реконструировать те события, идеи и знания, которые привели к сегодняшнему представлению о философии целостности.

Термин «холизм» возник сравнительно недавно – в 1926 году его ввел философ Ян Христиан Смэтс, и дальнейшая история – это история использования его (термина) в различных областях знаний и преобразования его содержания в удобные для авторов формы, которые зачастую теряют основные черты самой философии. К примеру, если обратиться к англоязычным сайтам, посвященным холизму, можно встретить прилагательное «holistic» («холистичный», «целостный») применительно к образованию в ряде проектов США. Например, в штате «Северная Королина» специалисты оценивают литературные сочинения как целое, выставляя соответствующие баллы. В данном случае, это пример скорее интегративного или комплексного подходов, но не холистического, т. к. здесь не учитываются психологическое состояние автора, состояние его духа и многое другое. Другим примером некорректного использования прилагательного «холистичный» может служить использование его в такой молодой области знаний, как «философия науки». Американский историк науки Томас Кун и его соотечественник философ и методолог науки Пол Карл Фейерабенд, рассматривая роль субъективного фактора в развитии науки, сформулировали ряд принципов, отрицающих объективные критерии оценки научных теорий и относящих такие оценки к мнению научного сообщества или личному вкусу ученого. Традиционная наука строится на допущении, что мир можно познать таким, какой он есть на самом деле. С позиций «философии науки» это не так. «Философия науки» смотрит на науку как бы со стороны, обобщая те сведения, которые характеризуют научную деятельность, в результате формируется некоторый целостный взгляд, но является ли он холистичным? В настоящий момент – нет, ибо тот же ученый не рассматривается как целостная сущность, чьей формой существования является тело, душа и дух. Примеров смешения «интегративности», «комплексности» и «холизма» можно найти более чем достаточно, но не будем на них останавливаться.

Холизм представляет собой интегративную и даже эклектичную философию. Поэтому его история должна включать в себя множество историй различных философских идей и мыслей, синтез которых привел к сегодняшнему содержанию холизма. Например, основатель рассматриваемой философии определяет в природе тенденцию к целостной форме, которая больше, чем сумма составляющих её частей [5]. Но, как утверждают различные источники, задолго до него эта мысль была высказана Аристотелем в классическом труде «Метафизика». Другой пример – идея, заключающаяся в единстве тела, души и духа, которая также известна из различных религиозных учений, а про целостность планетарного и космического масштаба было написано В. И. Вернадским в его труде «Несколько слов о ноосфере». В результате, то или иное знание подчас относят к холистическому только по той причине, что оно рассматривает некую сущность как нечто большее, чем сумма её частей.

Текущее содержание холизма по-разному интерпретируется в разных областях знаний: на его основе создаются новые философские концепции, каждая из которых в основном самостоятельна. Например, можно найти сведения о пантеизме, экономической теории Кейнса, феноменологии Гуссерля, как о холистических философских концепциях [3]. Но много ли общего между холизмом и пантеизмом в действительности? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к содержательной стороне этих философий. Составитель «Новейшего философского словаря» А. А. Грицанов пишет: «Пантеизм (греч. pan - все и theos - Бог) - философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней» [4]. Как видно из приведенного определения, в данном учении существует целостное представление о природе, и это созвучно холизму. Но в рамках пантеизма не рассматривается эволюция сложных сущностей путем развития более простых, в результате которой сложные сущности приобретают такие отличительные черты, как душа и дух. Более того, в некоторых направлениях пантеизма предполагается, что каждая сущность (простая или сложная) содержит в себе частицу Бога, а в холизме столь явного отождествления не производится.

Итак, самые разные учения, философии и концепции, несмотря на значительные различия, называют «холистическими». Почему же так получается? С исторической точки зрения столь широкое применение термина, вероятно, можно объяснить тем, что он происходит от греческого слова «holos», означающего в переводе «целый, весь» и имеет очень созвучный англоязычный эквивалент «whole». В западной литературе термин «холизм» нередко используется для обозначения принципа целостности.

В настоящей статье кратко рассмотрим предпосылки формирования философии целостности. О целостности говорили многие известные философы прошлого. В частности, Аристотель размышлял о целом и соотношении с ним составляющих его частей [5], Гиппократ рассматривал человека как микрокосм в макрокосмосе [2], а пифагорейцы представляли мир цельным и гармоничным. Древние ведийские тексты содержат представления о мироздании, пронизанном некой жизненной энергией – праной [6], обуславливающей единство мира. Школа неоплатонизма сформировала такую схему бытия, в которой «единое» являлось центральным понятием и первоисточником мироздания [7]. Немецкий философ-идеалист Готфрид Лейбниц ввел представление о неких субстанциях (монадах), находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом; в частности он рассматривал соотношение тела, души и духа внутри человеческой личности [8]. Согласно его учению «Монадология» целостные сущности, простые и бесконечно сложные одновременно, составляя неорганическую природу, являются центрами жизненной силы.

Известный математик и философ А. Н. Уайтхед рассматривал природу как процесс, а материю как организм. Исходя из этого представления, он предлагал различать науки по уровням сложности организмов. Кроме того, Уайтхед считал некоторые элементарные объекты, «атомистическими кирпичиками природы», являющимися только признаками и свойствами становления более сложных объектов. Я. Х. Смэтс признавал сходство своей концепции с идеями А. Н. Уайтхеда и Г. В. Лейбница, но считал её более простой. Анри Бергсон, выступая против механицизма и догматического рационализма, утверждал в начале XX века, что подлинная и первоначальная реальность жизни должна интерпретироваться как некая целостность, радикально отличающаяся от материи и духа [9]. В геологии, под влиянием австрийского ученого Э. Зюсса, менялись объекты исследования. В 1875 году он предложил объединить все организмы, населяющие Землю, в понятии «биосфера», что получило развитие в работах В. И. Вернадского. Введя термин «живое вещество», ученый стал придавать биосфере значение некой среды, в которой находится это живое вещество. В дальнейших трудах Вернадского биосфере придается планетарное и космическое значение и формируется представление о ноосфере как эволюционном развитии биосферы под влиянием научной мысли и коллективного труда.

Примерно в это же время русский религиозный философ В. С. Соловьев «пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции "всеединства" и учении о Софии , а в гносеологии - в "цельном знании" (интуитивном образно-символическом постижении мира, основанном на нравственном усилии личности)» [8]. В начале века возникла и идеалистическая теория развития британского философа Сэмюэла Александера, получившая название эмерджентная эволюция, её поддержали, в частности, К. Ллойд-Морган , Ч. Д. Броуд . Они «…рассматривали процессы изменения как иррациональные, логически непостижимые акты и в конечном итоге приходили к признанию божества. Эта теория приводит к отрицанию естественной и исторической закономерности и роли количественной стадии изменения в процессе развития. Для Ллойд-Моргана вся природа одухотворена: нет физического без психического <…> Броуд защищал витализм и переселение душ» [10]. Витализм – учение, появившееся во Франции в начале XIX века, предполагает, что в «организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни» [4]. Это вполне созвучно древним ведийским текстам, о которых говорилось выше. Другой древнеиндийский свод знаний, в данном случае о здоровье – «Аюрведа», получил признание и в ХХ веке, при этом её часто относят к категории холистической лечебной деятельности.

В психологии идеи целостности реализовались в гештальт-направлении. Принцип гештальт-подхода заключается в том, что анализ частей никогда не может дать понимания целого, поскольку целое состоит из частей, дополненных их взаимодействием и взаимозависимостью. Психологи и гештальт-психотерапевты, исходя из такого рода данных, выступили против идеи исследования человеческого существа исключительно рациональными, механистическими и научно-естественными подходами. Они настаивали на том, что опытный мир индивида может быть понят только через непосредственное описание этого индивида. Мир, с которым сталкивается человек, нельзя отделять от его личного опыта, и это определяет направление работы психологов и психотерапевтов. Другой близкой точкой зрения на сознание был свод знаний о феноменах, разработанный на рубеже XIX-XX вв. Э. Гуссерлем и его ближайшими учениками, названный ими «феноменологией».
Идеи целостности витали в воздухе, и в результате были созданы предпосылки, достаточные для рождения холизма. В 1926 году южноафриканский философ Я. Х. Смэтс написал свой труд «Холизм и эволюция» («Holism and evolution»), получивший впоследствии широкий общественный резонанс.

В рамках концепции холизма автор предлагает произвести «…пересмотр взглядов относительно следующих категорий: пространство и время, материя, живая клетка и организм, эволюция (дарвинизм и холизм), душа (субстрат специфичной целостности), личность (как сущность, обладающая целостностью), психические и духовные сущности (идеалы) составляющие личность, Вселенная как целое сущностей, обладающих целостностью (холистическая Вселенная)» [11]. Развивая эти идеи, немецкий натурфилософ Адольф Мейер-Абих рассмотрел биологические явления с точки зрения изменения во времени, полагая при этом, что «правило Вернадского» о постоянстве биомассы должно стать основополагающим постулатом современных эволюционных представлений. Среди других основоположников холизма выделяется Дж. С. Холдейн, опубликовавший в 1931 году «Философский базис биологии» («The philosophical basis of biology»).
В настоящее время существует ряд направлений в познавательной деятельности, в основе которых лежат отдельные идеи холизма, и на них строятся методы практического знания. В частности, идея о том, что свойства определенной системы (биологической, химической, социальной, экономической, психической и пр.) не могут быть определены или объяснены через составные части, нашла поддержку в различных областях знаний, где редукционизм может быть применен к ограниченной части объектов и предметов познания, либо не применим вообще.

В результате, «холистическими» стали называться конкретные направления в образовании, медицине, философии, экономике, экологии, психологии, архитектуре и других областях, в действительности, базирующиеся лишь на частных положениях философской концепции южноафриканского мыслителя.
Сегодня в западной философии существуют такие направления, как семантический холизм и содержательный холизм. Семантический холизм заключается в том, что значение отдельного слова или предложения может быть понято только с точки зрения его связи с большей частью языка. В философии разума (philosophy of mind) интеллектуальное состояние может быть определено только с точки зрения его отношения с другим интеллектом. Это часто рассматривается как «содержательный холизм» или «холизм интеллекта». В теологии целостные понятия представлены в рамках таких учений, как пантеизм и панентеизм (Panentheism). В системе образования стоит отметить подход, признающий духовность важнейшим качеством, определяющим связанность всех живых существ и подчеркивающий гармонию между внутренней жизнью и внешней.

Достаточно широкое влияние оказала «философия целостности» на знания в области лечебной деятельности. Существует мнение, что исторически холистический подход проявился в психосоматической медицине. Данное направление в медицине изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний [12]. В 1970-х годах холистический подход был обоснован в качестве возможного пути для концептуализации психосоматического феномена. Вместо описания однонаправленных случайных связей от психики к телу или наоборот, весь организм рассматривается как взаимосвязанное единство психологических, биологических и социальных факторов.

В настоящее время в психосоматический медицине признано, что психика и тело не могут быть разделены для практических или теоретических целей. Расстройство на любом уровне – телесном, психическом или социальном будет распространяться и на все другие уровни тоже. В этом смысле психосоматические идеи подобны биопсихосоциальной модели медицины доктора Джорджа Энджела, который полагал, что «клиницисту необходимо учитывать биологические, психологические и социальные аспекты болезни — только тогда он сумеет правильно понять причину страданий больного, предложить адекватное лечение и завоевать доверие пациента» [13].

В заключение целесообразно отметить противоречия между альтернативной и традиционной медицинами относительно целостного подхода. В альтернативной медицине холистический лечебный подход придает особое значение эмоциональному, умственному, духовному и физическому состояниям пациента и рассматривает человека в целом. Примеры холистического подхода есть в аюрведе, хиропрактике, гомеопатии, традиционной китайской медицине, натуропатии, юнани (Unani), рефлексологии и других школах. В отличие от медицины, которая полагается в основном на открытия современной биохимии, холизм опирается также на идею урегулирования всех составляющих систем человека с окружающей природой. Под «целостностью» в данном случае подразумевается единство ума, тела и духа, принцип жизни человечества в гармонии с землей и космосом. Врачи, придерживающиеся традиционной медицины, отталкиваются от научно доказанных фактов, которые были к настоящему времени обнаружены научным сообществом. Специалисты, придерживающиеся холистического подхода, склоняются к изучению широкой системы в природе, которая включает еще не понятые или не открытые явления, поэтому их методы и отвергаются традиционной медициной.


Список литературы

1. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. Изд. «Создик-Словарь», Алматы, 2002 г. – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/470/, свободный.- Яз.рус.
2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Холизм, свободный.- Яз.рус.
3. Wikipedia. The free encyclopedia. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Holism, свободный.- Яз.англ.
4. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] / Гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/175/, свободный.-Яз.рус.
5. Аристотель. Метафизика. М: Эксмо-Пресс, 2006 г.
6. С. Марчукова. Медицина в зеркалах времени. СПб.: Европейский Дом, 2003 г.
7. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]
Л.И. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь. — М: Истина и жизнь, 1998 г. – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/188/, свободный.- Яз.рус.
8. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, М: Инфра-М, 2003 г. – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/184/, свободный.- Яз.рус.
9. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. акад. А.М. Прохоров. – М.: Изд: «Советская энциклопедия», 1970 г. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/157529/Бергсон, свободный.- Яз.рус.
10. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – М.: Советская энциклопедия, 1989 г. – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/180/word/%D1%C8%D1%D2%C5%CC%CD%DB%C9+%CF%CE%C4%D5%CE%C4/, свободный.- Яз.рус.
11. Психофизиология человека [Электронный ресурс] Трифонов Е.В. Русско-англо-русская энциклопедия, 2008 г. – Режим доступа: http://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/hlm.htm, свободный. – Яз.рус.
12. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Психосоматика, свободный.- Яз.рус.
13. Биропсихосоциальная модель 25 лет спустя [Электронный ресурс} Франсиск Боррел-Каррио, Л. Сачмен, Роналд М. Эпстайн, – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=29&article=1236, свободный. – Яз.рус.
14. Философская Энциклопедия. Т. 4 – Изд. «Советская энциклопедия»,
1960-1970 г.г.
15. Краткая характеристика гештальт-терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psy4therapy.ru/article2.htm, свободный. – Яз.рус.
16. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] Глоссарий психологических терминов. / ред. Н. Губин, – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/7/word/%C3%C5%D8%D2%C0%CB%DC%D2/, свободный. – Яз.рус.
17. Wikipedia. The free encyclopedia. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Glossary_of_alternative_medicine, свободный.- Яз.англ.
18. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Мн: Харвест, 1998.
19. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г. – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/180/word/%CE%C1%D9%C0%DF+%D2%C5%CE%D0%C8%DF+%D1%C8%D1%D2%C5%CC/, свободный. – Яз.рус.
20. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН. – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/197/word/%D1%E8%F1%F2%E5%EC%E0/, свободный. – Яз.рус.
21. Аксенов Г.П. «Вернадский». – М ., Соратник, 1994. – 544 с. (Серия избранных биографий).
22. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]
В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/189/word/%D5%CE%CB%C8%C7%CC/, свободный. – Яз.рус.
23. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс] Интервью с Галиной Вишневской, 2005 г. . Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/rus/vishnevskaya/interview/sostoyanie_dushi, свободный. – Яз.рус.

 

Abstract

The article contains the general review of evolution holistic ideas.

The author considers holism as collective philosophy and tries to show the links with ideas of the ancient world, of the middle ages, of new ages and of the newest time.

Holism is consideredas philosophy of integrity, which influence on various hemispheres of knowledge’s area and, in particular, on curative activity. In the paper there is questions of holism history and author marks the necessity of them solution.


ВЕРЕЩАГИН Владимир Леонидович – научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН.

Научный сотрудник ФГУП НИИ «Вектор».

Специалист по безопасности и защищенности программного обеспечения.

Научные интересы: качество информационных систем, криптология, образование и воспитание человека, информационные технологии в медицине.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2009-2015 Журнал «ХОЛИЗМ И ЗДОРОВЬЕ»